«ATC P2» ревю HiFi News

Мощный оконечный усилитель с максимальной точностью и сверхмалыми искажениями «ATC P2». 


Компания «ATC» 
расширила линейку усилителей мощности, выпустив новую модель «P2». Привело ли увеличение выходной мощности в 2 раза по сравнению с младшим собратом «P1» к «удвоению» ощущений при прослушивании?

Ревю: Эдам Смит, лабораторные испытания: Пол Миллер.

Если вы в настоящее время находитесь в поисках мощного усилителя, то эта новинка от компании, знаменитой в первую очередь своими активными акустическими системами, станет, возможно, вашим счастливым билетом в мир высоких мощностей. Имя компании – «ATC», а компонент, о котором мы говорим – усилитель мощности «P2».


Усилитель мощности «ATC P2» 300Вт/8Ом «двойного моно».

 

Первым, появившийся на рынке в 1997 году отдельным усилителем мощности от британской компании ATC стал оконечник «SPA2-150», выполненный по схеме «двойного моно» (“dual mono”). «P2» также исповедует принцип «двойного моно», и, кстати, это всего лишь 3-й по счету усилитель мощности от ATC за всю историю компании! Несколькими годами ранее появилась меньшая по мощности, более бюджетная модель - усилитель мощности «ATC P1»


Удвоенный драйв.

С учетом того, что «ATC P2» примерно на 50% дороже, чем «ATC P1», тот факт, что его выходная мощность (по крайней мере, заявленная в спецификации) в два раза выше, делает его чрезвычайно привлекательным по соотношению цена/качество предложением.  И, некоторым образом, то, что находится под верхней крышкой «P2», действительно может рассматриваться как «удвоенный» «P1», хотя на первый взгляд это не так очевидно. В конце концов, хотя «P2» несколько шире и выше, чем «P1», в глубину он чуть короче. Но попробуйте его приподнять, и лишние по сравнению с «P1» 7 килограмм веса ясно намекнут, что главные отличия - внутри.


Усилитель мощности «ATC P1» 150Вт/8Ом dual mono”. 


Оба усилителя имеют схожую по топологии схему. В соответствии с концепцией «двойного моно», каждый из каналов «P2» питается от своего собственного 400VA трансформатора специальной разработки [см. фото]. Три пары выходных полевых (МОП) MOSFET транзисторов позволяют реально обеспечить заявленное в спецификации пиковое значение тока нагрузки 15A на канал, так, что «P2» способен приручить любые, самые непокорные громкоговорители. 


Усилитель мощности «ATC P2» 300Вт/8Ом dual mono”.

Очень полезно то, что схемы «P1» и «P2» имеют одинаковый общий коэффициент усиления, поэтому комбинация этих двух моделей может быть использована для построения многополосной системы усиления без риска получить рассогласование по уровням сигналов.

Например, «P2» подключается для усиления низкочастотных секций акустических систем, а «P1» для усиления средне и высокочастотных секций (Bi-Amp).

Передняя панель усилителя выполнена в стиле минимализма и содержит только четыре светодиода, но это, пожалуй, первый на моей памяти усилитель мощности, в комплект поставки которого входит пульт ДУ!

Помимо того, что этот пульт управляет другой электроникой «ATC», он может быть полезен и при работе с усилителем, в зависимости от того, какой режим вы выберете с помощью переключателя «IR disable», расположенного на задней панели.

Передняя панель из алюминия «ATC P2».

При установке вышеупомянутого переключателя в «On», пульт ДУ не используется, и усилитель активируется непосредственно сразу при нажатии главного переключателя питания – в этом случае светодиод «standby/on» на передней панели загорается зеленым цветом. При установке переключателя в «Off», усилитель при включении питания переходит в режим «standby», и светодиод на передней панели горит красным цветом.

В этом случае для активации усилителя и его возвращения из режима «standby» используется пульт ДУ. Это очень удобная опция, даже если в вашей системе нет никаких других электронных компонентов «ATC», поскольку переключатель питания находится на задней панели, куда порой бывает сложно подобраться.

Остальные светодиоды передней панели используются для мониторинга статуса усилителя в процессе его работы, с учетом того, что схемы защиты будут реагировать на ограничение сигнала, перегрузку по току и появление постоянного напряжения в выходном каскаде. Светодиод «Clip» будет мигать при кратковременной перегрузке усилителя, но если ситуация становится совсем серьезной или регулярно повторяется, то один или оба канала просто отключаются. При этом загораются светодиоды «Error Left» и/или «Error Right», показывая, в каком из каналов усилителя наблюдаются проблемы.

Задняя панель.

На задней панели «P2», наряду с переключателями, расположен целый ряд соединительных разъемов. Для подключения громкоговорителей здесь предусмотрены терминалы типа «4mm binding posts», а для подачи входного сигнала от предварительного усилителя имеются как балансные входы «XLR», так и небалансные входы «phono» (RCA). Для каждого канала предусмотрен также небалансный выход «Link Out» (RCA), предназначенный для подачи входного сигнала на еще один усилитель мощности, если это необходимо. Однако, в отличие от общепринятых правил, входные гнезда обоих каналов промаркированы красным цветом, а оба гнезда «Link Out» - белым, что идет в разрез с традиционной системой цветовой маркировки левого/правого каналов. Соответственно, нужно быть внимательным при подключении к усилителю других компонентов. Радует то, что гнезда сгруппированы вполне очевидным образом, так, что ошибиться при подключении достаточно трудно.


Задняя панель усилителя «ATC P2».
Усилитель имеет хорошо сконструированный и качественно изготовленный корпус с передней панелью толщиной 12.7мм из отшлифованного алюминия с искрящимся покрытием, очень приятным для глаз. Если снять верхнюю крышку, то можно увидеть, что внутренняя компоновка усилителя выполнена очень аккуратно, в основном на основе печатных плат, с минимумом внутренней разводки проводами. На боковых сторонах блока расположены массивные радиаторы охлаждения. Усилитель «P2» разрабатывался параллельно со своей альтернативной профессиональной версией – «P2 Pro». Версия «Pro» в основном аналогична «P2», но здесь на передней панели присутствует переключатель «Output Off» и пара стильных ручек для установки компонента в профессиональный 19” рэк – окрашенных, ни много ни мало, в голубой металлик!

Усилитель мощности «ATC P2 Pro» 300Вт/8Ом «двойного моно».
Спокойно делает свое дело.

Многократно включение и выключение усилителя в период написания ревю показало, что он достаточно быстро прогревается и начинает «петь» в полный голос. Компания «ATC» заявляет, что ее главной целью является «создание нейтральных продуктов, с высокой степенью достоверности передающих звучание исходной записи», и должен сказать, что в случае с «P2» это уж точно удалось. Этот усилитель – один из тех компонентов, что не навязывают вам никаких акустических фейерверков там, где они неуместны, не выпячивают свой музыкальный характер, и не отдают предпочтения какому-то конкретному музыкальному материалу или жанру.

Напротив, «P2» – это один из тех «хитрых» музыкальных компонентов, что спокойно, без лишнего пафоса творят свою магию, и в какой-то момент вы понимаете – все, что он делает, он делает блестяще, просто происходит это без суеты и мелодрамы. Проще говоря, он звучит точно «так, как надо». На самом деле, написание этого ревю было, в некотором роде, очень непростым делом, поскольку я так часто наслаждался музыкой, что порой забывал о том, что должен оценить компонент. В то же время, если компонент заставляет сконцентрироваться на музыке настолько, что забываешь обо все остальном - должно быть он неплох.

С моим «Naim Supernait», подключенным в качестве предварительного усилителя, «P2» делал свое дело расслабленно и непринужденно. Доступная мощность была настолько велика, что усилитель никогда не звучал нервно, никогда не показывал, что он подошел к пределу своих возможностей, даже в тех случаях, когда я испытывал «P2» на максимальной мощности.

Он всегда создавал сверхъестественное ощущение собранности и солидности, вплоть до самых анти-социальных уровней громкости. Не подумайте, что я здесь намекаю на некую, пусть небольшую безжизненность или даже прозаичность звучания. «P2» звучал монотонно только в те моменты, когда это диктовалось особенностями воспроизводимой записи.  

В части пространства, «P2» просто заставил мои колонки раствориться в воздухе. Не было ощущения искусственной растяжки звуковой сцены в ширину или в глубину. Равно как не пытался усилитель и проецировать образы некорректным способом, или создавать случайные детали только для того, чтобы впечатлить. Вместо этого, он просто брал музыкальный материал и вытаскивал из него абсолютно все, что было нужно. Результатом стало полное вовлечение в музыку. 

Я досконально изучил трек Дайаны Кролл «Popsicle Toes» с CD альбома «When I look In Your Eyes» [Verve 050 304-2]. Естественно, «P2» сложно было «вытащить» из трека что-то новое, то, чего я до сих пор не услышал. Но он и не скрыл от меня ничего. Усилитель просто воспроизводил трек так, что мне захотелось сесть и внимательно послушать. Вокал Дайаны Кролл был интимным и проникновенным, а сама она находилась точно в центре сцены. Ее голос имел реальную форму и любая едва уловимая смена интонации или вздох звучали чуть более жизненно, чем с другими усилителями. В этом отношении, «P2» – в меньшей степени hi-fi компонент, и в большей – открытое окно в живую музыку.

Если говорить о низкочастотном диапазоне, то «P2» уходил вниз очень глубоко, при этом контроль баса был на редкость хорош. Повторюсь: этому усилителю каким-то непостижимым образом удается извлечь из любого музыкального материала все, что возможно и еще чуть-чуть!  Последний сингл The Blossoms, «Blown Rose» с одноименного альбома [Virgin CDV 3156], наделен замысловатой басовой линией, спрятанной глубоко в недрах общей музыкальной темы; при этом весьма неубедительное качество самой записи затрудняет извлечение этой басовой линии на поверхность. При воспроизведении через «P2» слегка анемичный характер звучания сохранился, но бас неожиданно вышел на передний план. Так, никоим образом не меняя характер песни, «P2» без видимых усилий улучшил ее и сделал более привлекательной для прослушивания.

Я прослушал с «P2» множество треков, наделенных мощным низкочастотным регистром, и каждый раз усилитель с блеском выходил из любой, даже самой сложной ситуации. Акустические басы были глубокими и благозвучными, с точно выверенным количеством «деревянных» резонансов, а электрические – гармоничными и плотными одновременно. Более того, величественный бас на «The Roots Of Dub», King Tubby LP [Jamaican Recordings JRLP035] самым восхитительным образом гремел в моей комнате безо всякого намека на гудение или дребезг. Басовые ноты были невероятно глубокими и никогда не задерживались в звуковом поле дольше, чем нужно.

В части детальности «ATC P2» опять оказался на высоте. Инструменты всегда были очень реалистичными и воздушными, будь то нежное соло акустического ансамбля, или грандиозная бомбардировка большого симфонического оркестра.

В каждом из случаев казалось, что «ATC P2» способен на большее, чем любой другой усилитель в части разделения инструментов. Это помогало следовать за происходящим на сцене, но только в том случае, если я сам этого хотел. При желании, я мог концентрировать внимание на звучании конкретной скрипки или тромбона, при этом общая когерентность звучания всех инструментов была потрясающей. Даже в самых динамичных крещендо, когда «P2» наполнял пространство огромной энергией, не было ни малейшего намека на суетливость или компрессию.

Эта способность усилителя проникать в самую суть музыки сохранялась и в случае прослушивания материалов, подвергшихся цифровой обработке. Очевидно, что в этом случае «P2» просто не мог воспроизвести исходный характер звучания инструмента, но превосходным образом формировал любой звук.

Как результат, синтезаторы на «Love And Dancing» LP The League Unlimited Orchestra [Virgin OVED 6] были теплыми и «округлыми» – так, будто они на самом деле были аналоговыми! Любая нота начиналась и заканчивалась точно в нужное время, а о такой плотности ритма можно было только мечтать.

Вердикт HiFi News.
Если я до сих пор не смог этого ясно выразить, скажу еще раз: мне действительно очень понравился «ATC P2». Это не тот тип усилителя, что стремится впечатлить слушателя, обрушив на него лавину деталей, он просто позволяет музыке изливать свое сияние, независимо от возраста записи или жанра. Демонстрируя чарующее звучание акустических инструментов и вокальных партий, он в то же время наделен железной хваткой при воспроизведении самых грандиозных и громогласных басовых партий. Когда он покинет мой дом, мне точно будет его не хватать.

Историческая справка.
Знаменитая в первую очередь своими акустическими системами, компания «ATC» производит также и электронные компоненты - с 1980 года, когда компании понадобился подходящий усилительный модуль для ее первых активных мониторов. Вместо того, чтобы обратиться к стороннему производителю, «ATC» решила разработать этот модуль собственными силами. С тех пор, как говорит технический менеджер «ATC» Бен Лилли, «переход к разработке и производству отдельных электронных компонентов стал просто естественной эволюцией». Первыми компонентами были предварительный усилитель «SCA2» и усилитель мощности «SPA2-150», за которыми последовал интегральный усилитель «SIA2-150». Компания до сих пор их производит (за исключением «SPA2-150», который недавно был снят с производства).
Выходные каскады «P1» и «P2» выполнены по той же схеме, что используется во флагманских профессиональных и домашних активных громкоговорителях компании, на полевых (МОП) MOSFET транзисторах с «заземленным истоком» «grounded source».


Рекомендуемые товары

Похожие новости