Интервью Билли Вудмана журналу HiFi Choice.

Интервью Билли Вудмана журналу HiFi Choice

Дэвид Прайс навестил компанию ATC Loudspeakers и поговорил с ее харизматичным основателем - Билли Вудманом о том, что такое хороший громкоговоритель (акустическая система). 

Билли Вудман (Billy Woodman) – легенда в мире акустики. Редко кому удавалось так успешно руководить hifi компанией в течение четырех десятилетий, сохраняя при этом стабильность и не совершая ошибок. 

Более 40 лет назад он основал компанию Acoustic Transducer Company (ATC), и сегодня она продолжает развиваться и завоевывать популярность в самых отдаленных частях земного шара. Расположенная в самом сердце сельской идиллии Котсволда, близ Страуда, при общении ATC предстает неформальной, нестандартной и очень дружелюбной компанией, хотя она чрезвычайно серьезна во всем, что касается производимых ей продуктов. То же самое может быть сказано и о самом Билли. Еще студентом он посвятил свою дипломную работу технике излучателей, и с тех пор никогда об этом не жалел.


Билли Вудман (Billy Woodman) – легенда в мире акустики.



Дэвид Прайс: Что изначально натолкнуло вас на мысль создать свою собственную компанию по производству акустических преобразователей (акустических систем и динамиков)?

Билли Вудман: Эта мысль пришла мне в голову, когда я работал над специальным проектом в компании Goodmans Loudspeakers в начале 70-х годов. Мы разработали целый ряд продуктов, собственно, это была линейка громкоговорителей Audiomax, которую компания в результате решила не запускать в производство, хотя грешно было не использовать эту технологию.

Что касается ATC, изначально компания была нацелена на производство электроакустических преобразователей (акустических систем и динамиков), самых качественных, какие можно было разработать в то время. Ничто не ново под луной, поэтому главной целью было улучшить в техническом смысле то, что до нас уже существовало. Мы начали с производства излучателей; нашим первым крупным клиентом стала лондонская компания Martin Audio, которая в тот момент занималась акустическими системами для рок-группы Supertramp (это был один из наших главных клиентов). Все среднечастотные излучатели, использованные в той системе, изготовила ATC. Еще в университете у меня возникла идея создания купольного среднечастотника, а в 1976 году я сделал первый 3-х дюймовый купольный излучатель приличного качества. И это при том, что тогда выходило множество научных работ, утверждавших, что нельзя создать хороший излучатель, который возбуждался бы по краям диафрагмы.


Первый 3-х дюймовый купольный излучатель приличного качества.



Дэвид Прайс: Насколько трудно было в те времена выйти на рынок со своим акустическим брендом?

Билли Вудман: Ну, представьте себе hi-fi тех лет: был Quad, был LS3/5a, был Spendor. Все это - громкоговорители с хорошим качеством акустического звучания, но без динамического диапазона, поэтому они не могли даже воспроизвести пианиссимо при звучании фортепиано. И одновременно существовали американские громкоговорители, которые вышли из кинотеатра и оказались в студиях, а затем и в hi-fi. Они имели огромный динамический диапазон, но не могли похвастаться особыми акустическими достоинствами. Я тогда задумался: должна же быть какая-то золотая середина, которой можно достичь. Очевидным было, что для этого надо сделать звуковую катушку достаточно больших размеров. Такая катушка позволила бы создать устройство прямого излучения, способное обрабатывать мощность, достаточную для получения большого уровня звукового давления. Способом, позволяющим сделать это, представлялось возбуждение купола, и хотя процесс разработки стал настоящей пыткой, результат окупил эти мучения.

Это действительно была ужасная история. У ATC тогда совсем не было денег, и, хотя мне удалось организовать все так, что мы могли себе позволить производить излучатели в очень разумных количествах, это вообще никого не интересовало, правда. Да, их использовал ProAC, их начал использовать Стюарт Тайлер, но в целом, только после внедрения в студии цифровой записи я смог убедить звукоинженеров отнестиcь к нашим продуктам со всей серьезностью. Инженеры тогда испытывали такой страшный дискомфорт из-за перехода на новый записывающий носитель, что с горя решились и на замену мониторинга. Вообще, это ужасно консервативный бизнес! Это создало шанс для ATC. Началось все со студии DJM Music в центре Лондона, где были записаны многие альбомы Элтона Джона, и уже отсюда начался медленный, но неуклонный рост.


Дэвид Прайс: Когда вы основали ATC, какой вы видели эволюцию компании в будущем?

Билли Вудман: В 1974 году я был полностью увлечен идеей создания высококачественных компонентов, и абсолютно не задумывался на долгое время вперед! И тогда, и сейчас, все мои мысли – об излучателях. Тогда в Великобритании не производились свои излучатели. Все, что мы имели – это Altec, JBL, Gauss. Это создавало хорошие возможности для производства профессиональных излучателей в Англии, и именно с этого мы и начали. В семидесятых, если у вас был хороший излучатель, значит вы были в бизнесе!


Дэвид Прайс: Итак, вы были аутсайдером, выпускавшим нечто существенно отличавшееся от других продуктов?

Билли Вудман: У нас была совершенно новая философия. Мы должны были отбросить мысль о том, что, имея громкоговоритель с мощностью 25 Ватт и чувствительностью 88dB, можно воспроизводить фортепиано – это просто нереально. Вам нужны существенные ресурсы мощности для воспроизведения этого огромного динамического диапазона. Фортепиано в этом плане, вероятно, наихудший случай – вы вроде бы и слушаете негромко, но вам нужна вся эта динамика в полной мере для воспроизведения начальных мгновенных пиков. Справка: Билли Вудман не только гений в области разработки динамических головок, но и музыкант-пианист, и он знает, о чем говорит.


Billy Woodman at piano



Дэвид Прайс: В семидесятых индустрия была достаточно ортодоксальна, я представляю, как нелегко вам пришлось?

Билли Вудман: Да, это замедлило прогресс ATC. Мы выпустили S50 в 1977-м, но только в 1987 году, после выхода в свет SCM50, ATC начали воспринимать всерьез в мире hi-fi. Но мы всегда были заняты какими-то другими вещами. ATC – компания с обширным кругом интересов и огромным накопленным искусством инженерии. Если рынок hi-fi не работает, мы можем просто отойти в сторону и работать над другими проектами. Если ваше мастерство остается при вас, всегда найдется чем заняться, неважно, на каком секторе рынка вы продаете. Профессиональный рынок излучателей в те времена был огромен, 75 процентов произведенной нами продукции оставалось в Великобритании. С тех пор все сильно изменилось, сегодня эта цифра - всего лишь 10 -12 процентов. Конъюнктура рынка и цена продукта стали главными факторами, влияющими на производство. ATC не может нормально функционировать на таком рынке, поэтому в последние 20 лет мы концентрируемся на интеграции электроники и компонентов в законченные системы. Что действительно отличает нас от конкурентов – это способность делать компоненты, которые, по крайней мере, так же хороши, если не лучше, чем любой другой продукт, присутствующий на рынке. 


Дэвид Прайс: Интересно то, что вы остаетесь стойким приверженцем достаточно традиционного принципа построения громкоговорителя...

Билли Вудман: Я верю, что единственный альтернативный механизм электроакустического преобразования, обеспечивающий такую же разборчивость на средних частотах, как наш мягкий купол – это электростат. Разница в том, что наш мягкий купол имеет огромный динамический диапазон, а электростат - нет. После того, как все сказано и сделано, любая акустическая система хороша ровно настолько, насколько хороши составляющие - ее исходные комплектующие. Поэтому мы концентрируемся на изготовлении действительно качественных излучателей (динамиков) так, чтобы их последующая интеграция создавала минимум проблем благодаря предсказуемому поведению при воспроизведении. Если вы задумаетесь, то же самое делал и Питер Уокер на Quad; его ESL-57 были на голову выше всего остального.


Quad ESL-57.



Дэвид Прайс: А почему вы не обновляете постоянно линейку продуктов?

Билли Вудман: Я думаю, нет необходимости постоянно перерабатывать излучатели. Слишком трудно заставить излучатель работать действительно хорошо. Ричард только что потратил массу времени на разработку новой линейки твиттеров, и ему удалось добиться уровня искажений, которому могут позавидовать некоторые хорошие предварительные усилители. Едва ли здесь надо будет что-то улучшать в ближайшее время. Что касается среднечастотников, мы используем 3-х дюймовые купольные излучатели (75mm), поскольку 2-х дюймовые ограничивают полосу частот снизу, а 3-х дюймовые представляются очень разумным компромиссом. Это позволяет получить исключительно хорошую дисперсию, так, что вы слышите не только поле прямого излучения – а именно по нему вы составляете суждение о фазе и тональном балансе – но возбуждается также и поле реверберации, причем очень равномерно во всей полосе частот. Это позволяет должным образом воспроизводить все быстрые мгновенные звуки. Эти вещи фундаментальны, вы не можете все отбросить и сказать: “Так, в этом году мы сделаем 6-и дюймовый среднечастотник”!


Дэвид Прайс: В смысле конструкции корпусов, изменилось ли что-то с 1977 года, когда вы сделали ваши первые акустические системы? 

Билли Вудман: Фундаментально - нет. Поскольку стали доступны новые технологии и материалы, мы делаем какие-то другие вещи, но это чаще имеет отношение к стилю, чем к акустической инженерии. В частности, мы пытаемся минимизировать количество источников излучения. Если говорить о среднечастотном диапазоне, вы не увидите у нас громкоговорителя, который использовал бы несколько среднечастотных излучателей. У нас всегда один среднечастотник обеспечивает поддержку всего СЧ диапазона, включая нижнюю середину. Ширина корпуса определяется размером басового излучателя, ну а тренд, связанный с узкими изящными корпусами, я думаю, не более, чем дань моде. Да и экономия тоже, поскольку люди иногда используют один корпус для четырех разных моделей. Мы всегда считаем, что можно добиться наилучших результатов, минимизируя количество излучателей, и получить при этом наилучшие частотные характеристики. Вам придется сесть достаточно далеко от конструкции с большим количеством излучателей для того, чтобы услышать когерентный звук. Справка: когерентные волны – это волны одинаковых частот, разность фаз которых в данной точке пространства не изменяется с течением времени. 


Дэвид Прайс: Уделяете ли вы внимание явным требованиям потребительского рынка, или всегда идете в том направлении, которое выбрали сами?

Билли Вудман: Если вы собираетесь пользоваться ногами, у вас, для начала, должны быть собственные мозги. Единственная дань моде, которую надо платить – это следить за техническими достижениями других производителей, остальное не слишком важно. Вы не можете игнорировать требования рынка, но преобладать должен логический и прагматичный инженерный подход. Кроме этого, вкусы в разных странах сильно отличаются. Многие растущие экономики достаточно консервативны. На Дальнем Востоке, например, люди вполне удовлетворены прямоугольными корпусами из красного дерева.


Дэвид Прайс: Итак, купольный среднечастотник в составе трехполосной системы – это абсолютный краеугольный камень в инженерном подходе ATC?

Билли Вудман: Вы можете сделать громкоговоритель хорошо согласованным, только если потребуете, чтобы он воспроизводил одну частотную “декаду”, например, полосу от 20Hz до 200Hz, от 200Hz до 2kHz, от 2kHz to 20kHz, и т.д. В двухполосном громкоговорителе вы всегда боретесь за то, чтобы получить самый последний кусочек частотной полосы от НЧ/СЧ излучателя, сохранив при этом согласованность системы. Именно поэтому трехполосные системы в большинстве случаев представляются оптимальным решением. Они позволяют получить наилучшее качество звука. Четыре полосы – это большой вопрос, с двумя-то кроссоверами вы получаете кучу проблем, не говоря уже о трех. Чем больше кроссоверов в системе, тем больше проблем. Концепция ATC – трехполосный громкоговоритель со среднечастотным купольным излучателем собственной разработки. Достоинства этого купола, его универсальность, позволяют построить обширную линейку акустических систем. Он используется, начиная от SCM40 - громкоговорителя начальной линейки с чувствительностью 85dB, заканчивая студийными громкоговорителями ATC SCM300, имеющими чувствительность 94dB, используемыми в огромных студиях звукозаписи. И это достигается с одним единственным среднечастотником, который является ключом к получению хорошей фазовой характеристики и тонального баланса в среднечастотном диапазоне.

То, что сегодня представляет собой наш СЧ купол – это, в основном, результат эволюционного процесса. С годами были внесены некоторые изменения в магнитную систему (применение Super Linear Magnet technology), изменился профиль волновода, что позволило улучшить частотную характеристику поля реверберации, изменился используемый липкий материал. Но сам этот купол был и остается мощной точкой опоры на профессиональном рынке, поскольку вы можете смикшировать материал на паре SCM25, а потом прийти в студию, где установлены SCM300, и при этом баланс и тональность будут полностью узнаваемы. Инженеры-звукорежиссеры, использующие ATC, имеют право заявлять, что могут произвести окончательное микширование или мастеринг на любом из продуктов. Раньше такого не было, вот почему по студиям всегда курсировало так много разных маленьких мониторов. Я думаю, вы удивитесь тому, что я сейчас скажу: если вы послушаете пару SCM7 или SCM11, а затем пару SCM50, у вас не возникнет сомнений в том, что они принадлежат к одному семейству громкоговорителей.


Акустические системы ATC.


Купольный среднечастотник ATC SM75-150S "Super Dome" 3".




Дэвид Прайс: Вы говорите о “нейтральной достоверности”, что вы под этим понимаете?

Билли Вудман: Цель в том, чтобы преобразовать электрический сигнал в акустический как можно точнее. Мы гарантируем, что те погрешности, которые при этом возникают, будут малы и не приведут к искажениям звука. Все инженеры нашей компании усиленно занимаются разработкой новых компонентов и, по мере улучшения материалов и принципов, мы внедряем их в производство. Про нас никогда нельзя было сказать, что мы устраиваем песни и пляски вокруг этого, если улучшения не являются глобальными; как правило, такие улучшения являются лишь небольшими приращениями. К моменту окончания цикла производства модели все усовершенствования уже внедрены в производство. Мы уверены: если вы уделите громкоговорителям ATC должное внимание при прослушивании, они проявят себя с наилучшей стороны. Я думаю, множество людей знает о нас благодаря нашим излучателям и акустическим системам.


Дэвид Прайс: В чем сущность ATC как компании?

Билли Вудман: Мы - одна из немногих компаний-производителей, которые всерьез заботятся о конструкции излучателей и о том, чтобы из них исходил нейтральный звук. Я думаю, что главная ошибка, которую совершают многие производители акустических систем – это отсутствие последовательности при разработке продуктов. Сегодня они разрабатывают один продукт, выпускают его на рынок, а завтра могут развернуться на 180 градусов и делают нечто настолько отличное, что просто не верится, что все это произведено на одном заводе. У ATC есть твердая убежденность в том, как все должно быть устроено. Если политика компании начинает диктоваться запросами рынка, денежный оборот возрастает, но при этом вы сворачиваете с курса. Мы - старомодная компания, в том смысле, что работаем скорее как семейный бизнес, а не как большая корпорация. Это долговременный и стабильный бизнес. Мы никогда не стремились быть “калифом на час”, всегда предпочитали плавать где-то под поверхностью, так нам действительно комфортней! Мы никогда не пытались искусственно форсировать рост компании. Если вы переключаетесь на большие объемы, то вам придется содержать активно действующий департамент маркетинга, тогда как ATC всегда росла органично. Основой продаж всегда была сила продуктов. Именно поэтому мы уже многие годы продаем свои продукты в Yamaha, продаем в Pioneer, продаем другим большим компаниям. Они просто считают нецелесообразным тратить время на то, чтобы вторгаться в нашу нишу; это ограниченный рынок, и мы имеем на нем весомую долю! 

В салоне "Golden Hi-Fi" Вы можете послушать и купить акустические системы и электронику ATC Loudspeakers по выгодной цене. "Golden Hi-Fi" является официальным дилером ATC loudspeakers и отличается лучшими специалистами в Hi-Еnd и Pro индустрии.


Шоурум салона  "Golden Hi-Fi"





Рекомендуемые товары

Похожие новости